Отчёт о поездке в Фаны
Подготовка - Технические отчеты, описания путешественников

отчёт о поездке в фаны

Собравшись в Душанбе, преодолев десятичасовую пыльную и неровную дорогу на УАЗике и устроившись в лагере Вертикаль-Алаудин наша группа, сборная Самара-Фрязино приступила к реализации спортивных планов. Планы были довольно оптимистичными и Руфина Григорьевна (начальник и начуч альплагеря) дала добро. По началу все шло даже с небольшим опережением, но потом погода, местная пища или вода и другие обстоятельства взяли свое.

Приключения начались еще в Самаре: взвесив наши рюкзаки мы поняли, что размеры перевеса зашкаливают и на удачу попытались пробить себе скидку в представительстве авиакомпании Самара. В субботний вечер, конечно никого из руководства не было и людей способных принять такое решение не нашлось. Но нам посоветовали в следующий раз заранее обратиться к генеральному директору и он мог бы и простить нам наши 28кг перевеса. Потом была таможня, где с нас подробно расспросили несколько людей о целях нашей поездки в Таджикистан. Ожидание в нейтральной зоне, самолет с обычным сервисом от Самары и вот мы уже приземляемся в аэропорту Душанбе. Навязчивый сервис начинается еще до пересечения границы – нам предлагают заполнить въездные документы, после таможни ожидает толпа носильщиков. Воссоединившись с Фрязино грузимся в УАЗик и в 4 утра начинается поездка полная новых впечатлений. Это и удивление от того, что беднейшая страна СНГ активно строится, и наняла для ремонта своей горной дороги китайцев, ненависть к пыли в воздухе, которая стоит столбо на дороге, восторг от 5 километрового тоннеля пробитого в толще гор недостроенного, с рекой текущей по дну, без света и вентиляции, но тем не менее эксплуатируемого, ужас от слов водителя, что у него не работают тормоза и это после 6 часов горной дороги. В лагерь приехали вялые и сонные. Нас напоили чаем и мы отправились спать в тень под арчу.

На разминку была очень удачная 2б на пик Северный – довольно сложная и лазательная двойка. Через день – 3а на Шагун-Ага – не такая приятная и очень развалюшная. Все из лагеря в лагерь, и довольно быстро.

<Лев>

Перед двойкой Б все участники были настроены расслабленно и готовились к легкой прогулке. Я прочитав описание заподозрил, что гулять не придется, но просчитался в одежде. Думая, что попал в теплые горы я легко оделся, но когда мы выползли на перевал и ветер начал задувать заподозрил неладное. Маршрут по описанию 200 метров, примерно так у нас и получилось – большую часть маршрута, до выхода в верхнюю часть гребня нужно лезть, работали независимыми связками, перил не вешали, но и одновременно не шли – везде с попеременной страховкой. Когда все собрались на вершине – оказалось, что набежавшие облака дарят нам не только тень – торчащий из одного рюкзака ледоруб начал звенеть, а его хозяин бить окружающих током. Мы моментально забываем о перекусе и фотографировании. Пока один пишет записку первый уже уходит на дюльфер. Со вторым спускаем все ненужное железо. Остальные участники так же не медлят со спуском. Мне эта восхождение дало понять, что Фанские горы, несмотря на то, что их принято называть теплыми все-таки горы и с принебрежением к ним относится не стоит. На следующий день мы отдыхали и ходили на скалы, на занятия. На Шогун-Ага изначально планировалась 3Б, но Руфина Григорьевна отговорила нас, по ее словам маршрут не логичный и его трудно найти. Решили идти на гребневую 3А. Вот только описания никак не могли найти в библиотеке. Решили уже идти без описания, по наитию по гребню, но в последний момент описание нашлось. И к счастью, потому что маршрут идется совсем не по гребню, а под ним. На спуске нас накрыл дождь.

Дальше собрались и пошли на два дня на Адамташ 4а, с ночевкой на маршруте. Маршрут длинный, по тому гребню, который обычно изображен на всех стандартных фотках района.

Очень хотелось попасть на эту козырную гору. Но у Адамташа было свое мнение. Как только мы подошли под маршрут, зарядил дождь. Заночевали. Оказалось довольно интересно спать в одной маленькой однослойной палатке впятером. Внутри все было мокрое от конденсата, так что те, кто спал по краям (а это почти все) промокли насквозь. Всю ночь были слышны фразы типа Чьи ноги у меня на животе? или Перевернись, а то мне твои коленки в ребра упираются . Утром успели подняться до перемычки, а там нас снова застал дождь. Мы стояли на небольшой полке впятером, укрывшись тентом, пережидали дождь. Леха поднимал наш боевой дух песнями. Он пел так вдохновенно, что ему удалось ненадолго разогнать тучи, но вскоре дождь зарядил снова, а Леха дальше петь отказался. Долго принимали решение что же делать – ночевать, и завтра продолжить восходжение или вниз, тк завтра до обеда не успеем все пройти, а дождь с каждым днем начинается все раньше и раньше, а лезть по мокрым скалам желания особого не было, но там уже не будет возможности уйти с маршрута, только через вершину. В итоге спустились. Как выяснилось на следующий день и правильно сделали, так как Адамташ был обложен облаками с самого утра и из лагеря было наблюдать это намного приятнее, чем находиться в центре событий.

Отдыхали, обсуждали изменившиеся планы,а погода радовала постоянством – каждый день в обед налетал ветер и начинался ливень. Каждый день находился кто-то опытный, кто говорил, что ну уж завтра-то погода наладится.

Решили идти Алаудин 4а, снова из лагеря в лагерь. Маршрут не очень длинный, но проскочить его до обеда и впятером не так-то и просто. Первую часть прошли хорошо, по сухим и теплым скалам. А после обеда, как обычно началось... И оставалось нам до вершины не так и много, и лезется это в сухую погоду довольно легко, но в тот момент шел не просто в дождь, а ливень, град и вообще не понятно что. Лезть по мокрым скалам выпал жребий нашему руководителю Александру Линнику, спустя энное количество времени стена была преодолена, а мы промокли насквозь. Так как приближался вечер и солнце, которое и так не было видно, садилось, все еще и замерзли. К счастью, дошли до вершины как раз в тот момент, когда солнце скрылось за горизонтом. Смотреть и менять записку не стали, тк спешили увидеть спусковую тропу. Вроде что-то нашли. Спустились примерно на веревку, тут окончательно стемнело и мы решили ночевать. Холодная ночевка оправдала свое название, хотя и была она в теплых Фанских горах, хотя Лев прихватил пенку, а у нас оказались два тентика. Сверху на нас опускались облака, снизу наползал туман. Справа дул сильный порывистый ветер. Где-то слева была группа, идущая 3б и не вышедшая на связь и не отвечавшая на наши крики. Небо пестрело звездами. А утром все вокруг было в инее. Но это не сломило ни наш боевой дух, ни наше здоровье.

<Лев>

А еще ночью с Алаудина виден вдали свет цивилизации и ловятся какие-то сотовые сети. Меня подмывало желание позвонить коллегам описать ситуацию и сказать, что все равно лучше чем на работе :), к сожалению или к счастью свою сеть я так и не смог поймать.

Кое-как согревшись утром и доев все неучтенные ништяки, сходили на вершину, рядом с которй мы ночевали, и поняли, что группа с 3б под кодовым названием Балтимор на вершине не была. Дальше, направляемые указаниями из лагеря двинулись искать сначала балтиморовцев, а потом спуск. Слова два контрольных тура и желтая петля слышались постоянно сквозь шум в эфире. Но как мы не старались, найти эти символы, обозначающие правильный спуск, так и не смогли. Зато обнаружили балтиморовцев, которые провели ночь несколько хуже нас и пребывали в подавленном состоянии и, как потом выяснилось, чуть подморозились. Мы решили спускаться по кулуару, который вел на перевал, хотя так и не нашли заветные два контрольных тура и желтую петлю .

Удачно спустились, за нами спустились и замерзшие балтиморовцы. По дороге с перевала наткнулись на лагерь команд, которые собиралась на следующий день идти 4а и 4б на Алаудин и чтоб проскочить до дождя подошли поближе к началу маршрута. Они напоили нас чаем. А внизу все поздравили нас с первой холодной ночевкой.

Подходил к концу день отдыха, мы только что доели свой ужин и сидели пили чай в столовой. Тут неожиданно ожила рация у Руфины Григорьевны. ЧП на спуске с Алаудина – на последнем дюльфере дюльферный камень упал на человека – открытый перелом бедра, голени и, возможно, таза. Забегая вперед скажу, что пострадавший жив и относительно в порядке. В лагере в тот момент никого не было, только наша группа. Мужская часть команды выдвинулась на перевал сразу же. Мы с Натальей вышли минут через 30. К этому моменту как раз успели найти хоть что-то заменяющее акью или носилки – это была кровать, вернее панцерная сетка. С ней-то мы и пошли наверх. На ночевках под перевалом оказался один из участников группы, где произошло ЧП, который в тот день не пошел на маршрут по состоянию здоровья. Мы были так рады увидив его. Бросили у них в лагере часть вещей, решили как можно быстрее принести носилки на перевал, тем более мы видели спускающиеся фонарики. Неужели они уже идут вниз с перевала? А что если мы придем, а на перевале никого? А что если мы с ними разминемся? Честно говоря, было жутковато. Темно, тяжело, никого не видно, не понятно что происходит, а мы идет на верх... с кроватью. Тропа постоянно теряется, по сыпухе съезжаешь больше чем поднимаешься, расстояние в темноте не понятно. Решили не бояться и дойти до перевала, а оттуда если что мы все увидим. Дошли, увидели, что еще как минимум три фонарика на стене и людей на перевале. С другой стороны подошли Красноярцы. К счастью в их команде оказался врач. Нас отправили за бивуаком в лагерь под перевалом. На спуске нашли тропу и запомнили ориентиры. Поднялись еще раз – фонари на маршруте все там же – похоже сложно там очень работать, оказалось, что пострадавшего не трогали до прихода врача. Мы сидели на перевале женским составом, кипятили воду и пытались не замерзнуть сами. В эту ночь Алаудин порадовал нас самым настоящим снегопадом – перевал весь побелел, все стало скользким, стало еще холоднее. Все спасатели с пострадавшим спустились на перевал только к рассвету. Потом по тропе спустились к озеру – туда прилетел вертолет. Все остальные, с чувством выполненного долга, пошли вниз отдыхать и восстанавличаться.

Погода налаживалась, а народ в лагере все прибывал и прибывал. Следующий запланированный наш маршрут – тот самый 4б на Алаудин. Нескольким командам он уж не дался, некоторых не хотел отпускать на спуске. Много обсуждали и говорили, но решили выйти на подход и там все решить. Лев к тому времени уже оценил все предлести местной пищи и остался внизу, но обещал подняться, если ему полегчает. Следующей ночью перед выходом оказалось, что теперь и Наташке немного не по себе . Решили, что у нас есть запас времени и мы подождем еще денек, а завтра, возможно, все выздоровеют. В итоге, я очень боялась идти на этот маршрут, в силу суеверий, Наташка вроде уже была здорова, но просто сказала, что не пойдет – решили идти вчетвером с вновь прибывшим Львом.

На следующий день вышли, до начала маршрута шли медленно-медленно, Сашка постоянно останавливался. Необычно, особенно если учесть, что до этого сил у него было полно. Начали закрадываться сомнения. К счастью, он сам сказал, что неважно себя чувствует и не пойдет наверх. Остальные долго-долго думали идти или нет. В итоге, все спустились в лагерь.

Заключительные дни в лагере были ну очень жаркими – погода наконец-то установилась. Было так жарко, что уже хотелось дождя. Народу заметно прибавилось – каждую ночь прибывали все новые и новые партии покорителей Фанских гор. Атмосфера в лагере перестала быть такой уютной, зато появилась возможность общаться с большим количеством людей из разных городов, чем мы и занимались. Познакомились с замечательными казанцами и москвичами.

Обратная дорога ненадолго подпортила общее, в целом положительное, впечатление. На улице было 47 градусов жары, но при выходе на эту самую из улицу УАЗика ощущалась прохлада. В Душанбе мы приехали сваренными заживо. Зато потом очень удачно навестили прогулялись по городу – рынок, сувениры, фрукты – и следующей ночью улетели домой.

Так прошла наша первая разведовательная поездка в Фаны, оставив после себя массу впечатлений и поводов для раздумья.

Цифры и факты.

Поездка обошлась в 30 тыр на человека. Из них 15 дорога на самолете и еще 15 – это питание на выходы, привезенное из города, совсем не самое дешевое, питание в столовой, проживание, трансфер, регистрация, страховка итп.

Дорога от Душанбе довольно тяжелая. Занимает часов 10. Да и то, это нам повезло, что машина ломалась не часто и у шофера по дороге знакомых мало. Некоторые счастливчики добирались чуть ли не сутки из-за поломок машин по дороге. Сейчас дорогу ремонтируют и ехать надо ночью. С машинами в лагере проблемы. Хотя обратная дорога у нас была заказана заранее, пришлось довольно долго выбивать машину на нужное нам время. Совет на будущее – обязательно контролировать этот вопрос на месте.

Регистрацию нам оформили сразу по прибытии. Все документы у нас были готовы.

В лагере жили в палатках. Участникам Чемпионата проживание в палатках бесплатное на время выходов на маршруты выше 3б как я поняла. За остальные дни сколько-то надо заплатить, рассчеты очень хитрые, но на сайте цена 1 евро в день с человека.

Есть домики – три штуки, в одном живет администрация лагеря.

Питались в столовой. Это действительно дорого. Порядка 15-18 евро в день. Опять же все цены слегка отличаются от того, что указанно на сайте. Сначала питание всем очень и очень нравилось, а потом похоже закончились продукты – там есть проблема с доставкой самых необходимых вещей и продуктов – мы ходили в столовую чтобы попить чай, больше ничего есть просто не могли, так как на кухне в ход шла не самая свежая тушенка. Еще был такой инцидент, когда спустились после холодной ночевки, нам сказали, что столовая не работает, питайтесь сами. А у нас это совсем не было запланировано, опять сублиматы не хотелось. Разрешили вскипятить чай на кухне, но при этом на нас ругались.

Питание на выходы везли из Самары-Москвы. Несмотря на то, что прилетели мы ночью, нас сразу повезли в лагерь и сказали, что на рынок зайти мы не успеем. Возможно это из-за ремонта дороги. Благо это все мы знали и запаслись по полной. Правда почему так, для меня до сих пор осталось неизвестно. Перегруз был довольно существенный и тоже стоил денег.

Библиотека с описаниями довольно хорошая. Найти можно все, что интересует. Консультации тоже очень подробные и грамотные.

Рации дают хорошие, легкие. Для участников Чемпионата бесплатно на маршруты выше 3б, остальным 5 евро. Если народа много, то рации могут достаться не всем. По возможности лучше брать свои.

Электричество с 20:30 до 22:30 вечера. Этого времени не всегда хватало, чтоб зарядить рации, телефоны, фотоаппараты, камеры итп.

Душ для всех – летний и холодный в любое время. Теплый душ только в домиках и порой туда просто было не попасть, тк приезжали интуристы и администрация просила не ломиться в душ, а уступить его иностранным гостям. Так же когда народ очень активно стал приезжать наметилась острая проблема с нехваткой туалетов и умывальников.

Газ можно купить в лагере, но опять же очень дорого (11 евро большой баллон) и возможно в нужный момент газа не будет, тк его еще не успели привезти, и это все несмотря на то что его заранее заказывали. Попить чай в лагере немного проблематично, так как баллоны надо экономить, и на кухне газ тоже в дефиците.

Однажды попытались попросить водителя купить фруктов в городе. На это нам сказали, что так здесь так не принято, но водитель все-таки пошел нам навтречу. А мы-то это не сами придумали, а на сайте прочитали.

Сотовая связь есть на некоторых перевалах, вроде кому-то удалось позвонить.

Спутниковый телефон есть в лагере, минута разговора 5 евро, но он опять же не всегда работает.

Babilon-Mobile и Somoncom ловились на всех перевалах, на перевалах в Куликалонское ущелье так же можно поймать Узбекские Билай и МТС, Мегафон ака TJK MLT не ловит нигде.

Народу в июле очень мало, все приезжают в начале августа.

Погода в последние годы сильно меняется, никто не берется предсказывать в каком месяце она лучше.

Обязательно перед поездкой списываться с координатором (его адрес есть на сайте) и решать все организационные вопросы. Страховка тоже обязательно нужна (~750р с человека, покрытие $30000).

В целом, есть некоторые бытовые неудобства. Возможно лучше ехать большими сборами, чтобы проще было организовать питание и пр. Но с точки зрения альпинизма район очень и очень привлекательный.

На мой взгляд, выезд прошёл под девизом «Впервые». Впервые словили холодную, впервые участвовали в спасах, впервые пошли на двухдневный маршрут, и гора нас не пустила. Азия есть Азия, очень пыльно, дорога из Душанбе и обратно ужасна из-за невыносимой пыли. Спусковые тропы очень пыльные. Очень много баранов, они везде, из-за них из ручьев пить нельзя, «….не пей из лужицы Иванушка!», – не послушался сестрицы Аленушки и превратился в козленка. Мы хоть и не превратились в козлов, но что такое расстройство желудка узнали. Т.к. у нас большей частью был дождь в жару мы не ходили, и я себе с трудом представляю, как лезть в 40 градусную жару маршрут. Много всяких нюансов в общении с администрацией, но вообще там очень хорошие и заинтересованные в нас люди. Маршруты там либо 2-3-ки либо 5-ки и выше, с серединой туговато. зато 5-ки читаешь, смотришь и слюни текут: Замок, Парандас, Бодхона и т.д.

САМАРА айда на следующий год сборами туда!!!!!!!