Главная   >   Альпинистские маршруты Крыма   >   Опыт на Кастропольской

Опыт на Кастропольской
В горах - Альпинистские маршруты Крыма

опыт на кастропольской

Никто из нас до этого на Кастропольскую не лазал. А все, что мы о ней слышали, можно подытожить кратко: сильно разрушенная, нависающая стена, на которой маршруты малохоженные, довольно старые и где проходят неизвестно. Есть схемы из интернета, но их достоверность под вопросом. То, что надо.

Накануне мы провели под стеной около часа, намечая прохождение двумя связками двух параллельных маршрутов. Нам с Гришей по жребию выпала диретиссима Фантика. Не то, чтобы я очень обрадовался. Но на следующее утро мы в полном обмундировании стояли под стеной. Густой туман скрывал не только вершину, но и все что выше 50 метров от подножия.

Чтобы лезть неизвестный маршрут, нужно видеть нитку. Мы сели на рюкзак и то и дело, призывая ветер, уныло взирали, как Дима с Саней все-таки полезли в туман по косой трещине с травкой *. Мы себе такой роскоши позволить не могли, поскольку все, что я вчера видел я успешно позабыл. Дождавшись где-то через час окна в тумане, мы быстро оделись и полезли.

Первые три веревки маршрута Фантика относительно пологие, и только местами встречаются вертикальные участки, но и там отнюдь не просто. Сыпучий, растрескавшийся во всех направлениях известняк, не только осложняет лазание на порядок, но и делает проблематичной страховку. Первая станция в 50 метрах над землей, на полочке. Есть раритетный шлямбур Фантика диаметром 10 мм., ржавый, но еще вполне боепригодный.

Вторая станция тоже оборудована шлямбуром. Но дальше этой роскоши не будет. На второй веревке у меня из-под ноги ушла балда весом в 40-50 кг. Я успел удержаться руками, а камень чудом перелетел через веревку и Гришу. После этого, став вдвойне осторожней, я продолжал лазание, больше напоминавшее работу минера. Третья станция была уже под рыжими нависаниями, и только угадывалась благодаря одному швеллерному крюку.

Пока подходил Гриша, я гадал, куда же лезть дальше. Прямо вверх через рыжие нависания, вел вертикальная нависающий рыжий угол. В нем торчал крюк со швайкой. Что может означать крюк со швайкой? Правильно. Кто-то полез, понял, что не туда и спустился. Я тоже так решил. Тем более что выше этого места начиналось нечто фантастическое. Заклиненные один к другому булыжники, размером с телевизор, переложенные ровными, тонкими плитками и перьями. Такое нависание. Дальше угадывался желоб набитый изнутри какой-то дрянью, типа глиноподобной сыпухи.

Вправо, в обход всего этого безобразия вела трещина под прижимами, образующими серию мелких карнизиков. Через 20 м этот путь терялся. Я пошел туда, держась в подхват за трещину и обильно фаршируя ее френдами . Когда эта радость жизни кончилась, а дальнейшего пути все равно не угадывалось, я забил крюк под карнизиком, вылез на плиты и еще ушел метров 10 вправо вверх, пока не оказался на покатых полочках, будто сложенных из мелкого гравия. Отсюда, наконец, выяснилось, что дальше пути нет, обхода нависаний не существует и возврата на м-т не получится. Пришлось с величайшими трудами возвращаться обратно и лезть на карнизы. Я-то думал, что маршрут просто сложный. Оказалось – он “фанатический”. Бьешь молотком очередной крюк, а порода обсыпается то справа в 1-2 метрах от тебя, то слева, то еще где-нибудь. Такое навязчивое ощущение, будто забиваешь гвозди в крышку своего же гроба.

В качестве сюрприза после стремного ИТО – лазание в желобе с сыпухой. Гриша потом его почистил, сколько смог, но я сначала отвеселился вовсю. Станцию сделал на первом же пригодном месте – полочка, хорошие трещины под закладки и гексу. Длинна веревки получилась метров 20 но расход железа приличный, да и дальше что-то непонятное.

На следующей веревке сыпухи было поменьше, шла просто трещина с ИТО, потом чуть-чуть лазания и опять подарок от Фантика. Ровная, подвисающая трещина, чуть шире кулака, с обеих сторон плита без зацепов. В основании прямо рядом забиты два шлямбура диаметром 8 мм. Я с начала думал - станция, но потом вспомнил - это Его стиль! Угадал, в переди лазание, сделал страховку по надежнее и полез. Я раза два пытался вылезти с лесенки по трещине, но всякий раз не решался оторваться - вес железа слишком велик. Тут уже не просто горное лазание. Тут уже есть категория. Нужно напрячься. Пришлось снять с себя все кроме мешочка с магнезией и одной оттяжки (выше виднелся еще один шлямбур).

Трещину я пролез, проклиная подобные авантюры, потом спустился за железом. Дальше был полумаятник, полу лазание вправо, на рельеф и станция на полочке на двух ржавых крючьях Фантомаса. Когда я попытался забить еще и свой крюк, то пережил острые ощущения - огромная плита, вся сблоченная из более мелких плит и плиточек, начала тихо расседаться и крюк, расширяя трещину на длине 60-70 см., свободно прошел вглубь. Я понял, что станция не надежна и решил пройти еще чуть-чуть вверх, с тем, чтобы добавить еще точек на начале следующей веревки. Пусть страховка идет и через них. Но трещина была в стороне от станции, и в итоге я наплел целую паутину из веревки. Гриша получил ЦУ: Лезь, но не срывайся, станцию не нагружай . Это его не удивило, он лишь долго выглядывал снизу предстоящий путь подъема, перед тем как отстегнуть самостраховку. Спрашивать ничего не стал. Вместо этого он, уже подходя к станции, всего в 7 метрах от меня вывернул из стены, прямо на себя, здоровенный буер, килограмм этак на 70-80, и полетел с ним маятником. Страховка выдержала, а я подумал - правда ли что нервные клетки не восстанавливаются. И если да, - то как подсчитать оставшиеся юниты?

На следующей веревке, которая, я считаю, была последней, сыпухи скопилось почти столько же, как и на всем предыдущем нависании. Для ориентирования забиты два ржавых швеллера и едва зацепившийся горизонтальный крюк (тоже ржавый). Я на него не полез, а сразу после карниза пошел прямо вверх, к полочке по короткому внутреннему углу, заваленному битыми кусками плит и перьев. Браться можно только за монолитные края угла. Полочка оказалась трещиной вглубь горы, шириной в 30-40 см. Оттуда сквозило. Я не стал там долго задерживаться из боязни простудиться, и полез влево через балду, которая вверху оказалась острым граненым зубом.

Дальше что-то вроде распутья. Полочка. С нее вправо вверх идет широкая трещина, лазательная, но более разрушенная, а влево - монолитная, но ИТО-шная. Я выбрал лазание, что было роковой ошибкой. До плато оставалось уже метров 15. Но они могли бы стать самыми трудными на всем маршруте. Около 10 метров я действительно пролез, но потом застрял. Трещина подобно пирогу в профиль, была набита плитами, камнями, какой-то каменной требухой и перьями. Дальше, на последних метрах она подвисала и из нее топорщились эти перья прямо вниз. Я заклинил кулак и ногу между плит, застраховался последней гексой, а затем начал размышлять: что делать, и кто виноват. Долго так сидеть я бы не смог - а нагружать точки очень не хотелось. Включился черный хронометр.

Гриша внизу зевнул и начал рассматривать осыпи у подножия горы. Сейчас благодаря нависаниям, мы находимся прямо над ними. Там, у дороги, на огромной глыбе сохранились остатки скульптуры альпиниста. Я никогда не видел ее целой. Сейчас, о том, что это именно альпинист, а не девушка с веслом, например, можно догадаться только по ботинку с триконями. Время не щадит ничего. Даже горы. Какой-то шутник, однако, разыскал в осыпи задницу от альпиниста и выставил ее на парапет дороги. Кулак немеет. Я меняю руки, но долго так продолжаться не может. Почему-то именно сейчас мне вспоминается эта бетонная задница!

В крайнем случае, конечно, я могу пригружая свои точки спуститься полу лазанием, полу висом к полочке, там продернуть веревку и полезть на ИТО-шную трещину. Но это займет кучу времени.

Вдруг, совсем рядом, прямо сверху слышу голос Димы:

-Ну, как дела?
-Бывало и лучше.
-У вас все нормально?
-Нормально. Но достало все уже.
-Сейчас сброшу веревку.

Появляется веревка. Я быстро встегиваюсь и вылезаю последние 8-10 метров. Нависающие перья выдерживают, но все равно лучше идти в левую, ИТО-шную трещину. В другой раз так уже не свезет.

Мы быстро финишируем и собирая снаряжение, обмениваемся впечатлениями.

Мое мнение - маршрут слишком сыпучий и опасный, чтобы его кому-то рекомендовать. Идти на него не стоит, если не привел в порядок все свои дела.

Гриша баюкает ушибленную ногу и развивает теорию о том, что если задействовать скорострельную корабельную артиллерию малых калибров, то можно освободить эту гору от сыпух.