Главная   >   Интервью   >   Аннапурна-2008. Интервью с А. Болотовым

Аннапурна-2008. Интервью с А. Болотовым
Спорт - Интервью

аннапурна-2008. интервью с а. болотовым

С возвращением, Леха! Мы тут не на шутку поволновались - то после Восточной Аннапурны Болотов вновь идет на следующий восьмитысячник, то испанцы вниз, а Леха опять один уходит наверх без связи и страховки, то подозрение на отек легких, то спустился в С2 и вдруг вновь идет наверх с кислородом для Иньяки. Многие, по тем сообщениям, что шли через Интернет, стали добавлять к твоей фамилии прилагательное сумасшедший ! Во-первых, как здоровье?

Тут в Екатеринбурге я уже подлечился от пневмонии, а отека легких у меня и не было! Все нормально, хотя это была тяжелая экспедиция, и очень жаль, что Иньяки погиб. Но помочь ему никто уже был не в силах. Как-то очень быстро ему стало плохо, ведь, лежа в палатке на 7500, он мог только пить, есть, но не передвигаться… Даже с целой бригадой спасателей по тому рельефу спустить в таком состоянии человека не возможно. Была надежда поставить Иньяки на ноги с помощью медикаментов и кислорода, но если бы не столько дней ожидания…

А относительно альпинистского достижения - так и напиши, что российскими альпинистами пройден новый маршрут на Аннапурну. До Восточной вершины там ходили, и весь гребень до через Центральную на Главную Аннапурну и обратно! Только Лафай прошел, как и я, до Главной Аннапурны, но спускался на другую сторону по классическому маршруту, а я прошел не по гребню, а по Северному склону.

Тебя не смущало, что и на Восточную вершину ты сходил один, или ты сразу был готов к варианту одиночного восхождения?

Ну вот иностранцы, конечно, иначе подходят к тактике восхождений. Например, пока мы с Богомоловым, Синевым, Лутохиным делали попытки взойти на вершину, наши партнёры Иньяки, Хория и Дон трижды, выбирая погоду или еще что-то поднимались лишь до Л2 и валили вниз… А я не собирался пробовать штурм в одиночку, но уж так получилось.

8 мая мы решили выйти пораньше и даже с планами на Главную вершину. Богомолова интересовала лишь она. Была темень и ветер 60км/ч, прямо в лицо. Я обычно раньше всех собираюсь утром и выхожу, да и шли мы в разном темпе, и мне, поджидая замерзающего Сергея, тоже приходилось стоять и мерзнуть. В конце концов, в 8 утра решили, что до Главной Аннапурны нам сегодня не дойти, а к Восточной желание сбегать было только у меня - как минимум для разведки возможных путей и места для следующего лагеря. До вершины я затратил 7 часов топтанием в глубоком снегу. Как всегда с утра еще было светло и ветрено, а с обеда повалил снег и все затянуло… А к вечеру Саша и Дима сказали, что для них хватит - и так нет сил, а тут еще этот снег. И хотя я полностью разведал дальнейший путь, видел хорошее место под палатку - накопившаяся усталость на такой высоте не оставляла нам шансов на новую попытку штурма. На следующий день вдвоем с Богомоловым мы почти поднялись до 5 лагеря, но это было максимум, что нам позволила гора…

На тот момент экспедиция уже имела логическое завершение. Что случилось потом? Откуда этот новый неожиданный триллер про Главную Аннапурну?

Ну да, уже на спуске Богомолов стал жаловаться на боли в груди и на всякий случай заказал вертолет, который прилетел и удачно увез россиян сразу в Катманду. Меня же сначала Дон, а потом и Иньяки, многократно уговаривали вместе с ними снова пойти наверх. Дону я сразу отказал и он пошел наверх один, но позже, окончательно оценив свои силы - спустился и отказался от восхождения. А Иньяки оказался очень убедителен - в общем уболтал меня!

У нас действительно был хороший шанс: я все сфотографировал с Восточной вершины, видел, где и как можно пройти, иностранцы физически были хорошо готовы, перильных веревок по расчетам нам должно было хватить, хотя весь путь от выхода на гребень до Главной Аннапурны около 7.5 км.
Итак 18 мая мы уже оказались на 7800 в 5 лагере. И утром вышли на штурм. Чувствовали все себя хорошо, никаких жалоб не было. Я только утром собирался не как обычно первым, а долго искал вещи, пил чай - никак не мог себя заставить работать.

Последние 200 метров веревки хватило лишь до крутого скального спуска, после которого оставался подъем и простой путь на Главную вершину. Вот тут мои партнеры, хоть и имели хорошую скальную подготовку, а не решились без веревок идти дальше, да и Иньяки, как оказалось позже, стал мерзнуть. Они повернули назад, а моим основным препятствием оставался глубокий снег, который все прибывал, и тропить в одиночку, конечно, было очень трудно. Но в 12-30 я был на вершине!

Утром 19го ты вышел на штурм, днем был на вершине. А от испанцев информация была лишь 21го, что ты спустился к ним в 4 лагерь. Где ты гулял еще один день?

Вечером 19го я вернулся в 5 лагерь. Там ребята оставили мне мой спальник, горелку, еду. Я хоть и устал сильно, но вполне комфортно переночевал и уже 20го утром в 10 часов спустился к ним в 4 лагерь. Там к палатке тоже надо было спуститься по снежнику метров 50 - потом подняться. За ночь навалило снега и опять приходилось тропить в глубоком снегу. Помню, что когда меня на склоне увидел Хория, то он вышел навстречу, а я наоборот остановился в надежде, что он протопчет следы до меня. Потому что ноги уже были совсем чугунные, даже вниз топтать не хотелось и лишнего шага.

Беды испанца усугублялись тем, что в 4 лагере не оказалось ни горелки, ни запаса продуктов, ни медикаментов, ни кислорода. Они хотели из 5 лагеря спуститься сразу в 3й, а тут Иньяки совсем стало плохо… А я нес с собой горелку, палатку. И весь день 20го я был в 4 лагере, помогал готовить, топить снег. Ухаживал за Иньки Хория сам, но тот еще мог пить, но не мог говорить или передвигаться.

Утром 21го мы еще обсуждали возможности транспортировки, и снизу уже шли 2 швейцарца. Причем уходить я не собирался, но решили, что надо протоптать дорогу навстречу спасателям. Только где-то днем я вышел из лагеря 4 с палаткой на случай установки промежуточного лагеря, но спустился в тот же день в 3 лагерь, где швейцарцы собирались ночевать. Они и не думали, что я протопчу дорогу наверх. Я же, ожидая их встретить, где-то на пол-пути, на гребне оставил для них палатку. И теперь в 3м лагере мне было предложено ночевать рядом с уже занятой палаткой или валить во 2 лагерь. Выбрал я последнее, причем пришлось отдать им свои высотные ботинки - их снаряжение было на другом маршруте, и тут на спасаловке они оказались в треккинговых ботинках. Натер я себе пальцы на спуске!

А во 2 лагере я еще целый день ждал Дениса. Потом вместе понесли кислород наверх, но, к сожалению, ничем помочь уже не смогли.

Участников этой спасательной операции правительство испанской Наварры наградило медалями За заслуги в спорте . И в заключение цитата из дневника Дона Бовье: Мой недавний партнер по восхождению, Алексей, по-видимому, вырезан из твердого дерева - если он и страдает от чего-нибудь, то это никогда не видно окружающим. Он часто игнорирует неблагоприятные условия с самодовольным видом, как будто желая сказать Хм.... Это все, что у нас имеется? В свои 44 года он излучает силу. Его восходительское резюме впечатляет: Северная стена Жанну, Средняя Лхоцзе, Директ Западной стены Макалу, Западная стена К2 и т.д.... Вот это человек! За несколько дней, когда я делил с Алексеем веревку и палатку, я обнаружил, что одно из его любимых высказываний - Да обойдемся! - это касалось, например, вещей, без которых, по моему мнению, обойтись невозможно, например, питьевой воды...